Китайское ДАО

Китайское ДАО

 

Восточный образ жизни, стиль поведения и способ восприятия окружающей реальности легче понять, познакомившись с даосизмом, древнейшим китайским учением. Оно издавна и с переменным успехом противостоит другой многовековой традиции — конфуцианству, проповедующему практичность, необходимость служения обществу, что делает его более понятным для западной ментальности. Учение о Дао радикальнее и уже этим представляет больший интерес, являясь настоящей восточной изюминкой.
Дао, по сути и истинно, а видимый мир не что иное, как совокупность определений, придуманных человеком, чтобы описать свою иллюзорную реальность. Именно в тот момент, когда обнаруживается скрытая вселенная Дао, люди знают, что доброе является добром, но при этом непременно возникает и зло.

Когда править бал в китайском королевстве начинают верные министры, оно находится в состоянии упадка, так как спрос на верность — явный признак кризиса, затронувшего властные структуры (аналогии с современной политикой, причем не только российской, вполне очевидны). Схожим смыслом наполнены и другие превосходные даосские парадоксы, например этот: «Если не почитать мудрецов, в мире не будет ссор».


При этом принцип недеяния, которым славится Дао, отнюдь не означает бездействия. Лао-цзы даже полемично утверждает, будто нет ничего такого, что даосы не делали бы. Однако Дао ведет свою деятельность, имея на вооружении принципиально иной, более высокий уровень понимания, а потому все изменения происходят, с точки зрения рядового наблюдателя, как бы сами по себе.

Даосская философия предполагает, что только тот может ошибочно наделять особой важностью тела и предметы, кто не знает их основы. Все, что обладает формой и наружным видом, звучанием и цветом, — это вещи, каждая из которых различается только свойствами, а потому ни одна из них не может быть важнее другой: «Не делайте различия между той вещью и этой, ибо так приходит вред». Только такой взгляд на мир позволяет человеку самоустраняться от обыденного поведения в социальной среде, где на повседневном уровне неумолимо доминирует мир вещей. И именно это самоустранение во многом является той границей, что разделяет восточное и западное сознание. Слово в слово эту мысль спустя многие века подтвердил шаманствующий Дон Хуан, герой эпоса Кастанеды, говоривший своему подопечному писателю, что при цельном видении «нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой». Так что если Вы поклонник красот и философии поднебесной, то наверное нам не нужно рекомендовать Вам посетить Китай …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *