Англия – руины аббатств

Англия – руины аббатств

 

Пережив набеги и войны, они были уничтожены по воле Генриха VIIL. Руины аббатств напоминают о шедеврах ранней церковной готики.

Средневековая «столица ордена» Аббатство в Байленде было центром могущественной сельскохозяйственной и торговой империи ордена цистерцианцев. Сегодня от украшавшей западный фасад розетки остался лишь обломок — каменный полумесяц. Это грустная память о самом большом и красивом из цистерцианских соборов Англии. Похожие на перевернутый остов выброшенного на берег корабля развалины Перюго цистерцианского аббатства Уэльса долго служили прибежищем бездомным и нищим. В 1789 году они навеяли Уильяму Вордсворту печальные мысли о течении времени и смысле жизни, которые отразились в его знаменитой поэме «Аббатство Тинтерн».


Аббатство Кроулэнд пережило набеги врагов и страшные пожары и тем не менее стало одним из богатейших в средневековой Англии. От былого величия сохранились северный придел храма и часть фасада, возвышающаяся над древними надгробиями. Священная земля Гластонбери — это укромный уголок среди сомерсетских болот был древним святилищем друидов. По преданию, Иосиф Аримафейский привез сюда Святой Грааль и основал первую христианскую общину. А за оградой алтаря табличка указывает на место предполагаемого погребения легендарного короля Артура. Приземистая монастырская кухня — это единственное строение, оставшееся нетронутым после разрушения гластонберийского аббатства. Долина креста — красота неподвластная времени, живописные развалины аббатства Вейл Крусис, в них можно ощутить дух затворничества и просветления, который царил семь веков назад под стрельчатыми арками монастыря, выстроенного в долине креста у лланголленских холмов. Возведенную в 1280-1330 годах церковь в эпоху Реформации перестроили в помещичью усадьбу. Ныне в ее руинах трудно угадать пропорции средневековой готики. А в цистерцианском аббатстве Нит разместили мастерские медных изделий. Рассказ об английских аббатствах немыслим без упоминания о цистерцианцах — монашеском ордене, который действовал в стране на протяжении почти четырехсот лет. После просветленного «века святых», когда вдохновенный проповедник Августин и его сподвижники — Меллит, Юст, Паулин и Руфиниан — распространяли христианство на земле англосаксов, библейские идеалы потускнели. Немного оставалось монахов, еще соблюдавших строгий монастырский устав знаменитого в Англии отшельника Давида Уэльского. Но его аскетизм — тяжелый труд, вегетарианская пища, обет безбрачия, самоуничижение и обливания холодной водой — отпугивал многих каноников. Стоявшие во главе христианских общин монахи-епископы трепетно оберегали нажитое имущество.

И вот в начале XII века в Англию приходят монахи из Цистерциума, бенедиктинского монастыря в Бургундии. Паства принимает их как новых святых. Возродив древний монастырский девиз «ога et labora» — «молись и трудись», цистерцианцы проповедуют идеалы простой и праведной монашеской жизни, радость сельского труда и презрение к роскоши и богатству. Проповедь имела большой успех, и уже к XIII веку орден владел 647 монастырями с двадцатью тысячами монахов от Ирландии до Польши, а также четвертью всей пахотной земли в Европе. В Англии тогда было освящено 75 аббатств цистерцианцев. Стремление к затворничеству и аскетизм членов ордена наложили особый отпечаток на архитектуру первых аббатств. Монахи, носившие некрашеные власяницы, не только сами избегали роскоши и украшений — по уставу их монастыри должны были быть удалены от городов и деревень, от «скопления людей». Небольшие братства в 10-15 человек, несмотря на суровый уклад монастырской жизни с ее ежедневными семикратными молитвами, службами, постами, строгими обетами возвели редкие по красоте аббатства и величественные соборы. По церковной архитектуре можно проследить, как росло богатство ордена и ослаблялись требования к соблюдению уставов: в XIV веке входят в моду причудливые резные украшения стен и фронтонов храмов, окна становятся шире и выше, появляются изысканные витражи и даже отопляемые помещения в покоях аббатов. В конце концов влияние и авторитет цистерцианцев, баснословные монастырские доходы, поместья и земли вызвали злобную зависть короля. В 1536 году Генрих VIII наносит сокрушительный удар по церкви: он распускает все монастыри и разгоняет монахов. Даже прославленное Вестминстерское аббатство, место коронации английских монархов, было упразднено и сохранило свое название лишь как дань традиции. Король не только установил тотальный контроль над церковью, но и нашел источник колоссальных поступлений в казну.

Началось жестокое разграбление аббатств. В лучшем случае их передавали новым владельцам (лендлордам) и перестраивали под усадьбы и дворцы, в худшем — в древних стенах устраивали склады, кузни, ткацкие фабрики, а то и просто разбирали их на камни. Сопротивление нещадно подавлялось. Так, в 1539 году был повешен гластонберийский аббат, его тело расчленили и возили по городам для устрашения, а в монастыре открыли мануфактуру. Аббатство святого Августина разрушали в течение 15 лет, а потом часть его превратили в королевский дворец. При династии Тюдоров основы монастырской жизни в Англии были подорваны, в общественном мнении утвердился новый стереотип монаха — жирного, жадного и похотливого, а печальные руины аббатств, безмолвные свидетели драмы, оставлись в забвении до эпохи романтизма, когда строгая готика снова вошла в моду. Будете в Англии обязательно взгляните на эти руины, они действительно очень красивы …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *